Порт-Артур

После вступления на престол Николай II продолжил на Дальнем Востоке политику своего отца Александра III.

В 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, призванной ускорить экономическое развитие Дальнего Востока, а также развивать торговые отношения России со странами юго-восточной Азии. В 1896 году Россия и Китай заключили оборонительный союз. Затем последовало соглашение о строительства Китайской восточной железной дороги (КВЖД), кратчайшим путем соединявшей транссибирскую магистраль с Владивостоком по территории Китая.

Китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур по имени капитана английского судна, впервые зашедшего туда в 1858 году, возник в 80-х годах ХIХ века на юге полуострова Ляодун. Китайское правительство Порт-Артур решило построить на берегу Желтого моря бухты военно-морскую базу. Начатые фортификационные работы были сорваны Японо-китайской войной 1894–1895 годов. Потерпевший в ней поражение Китай уступил весь полуостров Японии, но почти сразу же получил его обратно в результате совместного протеста России, Германии и Франции.

Англичане решили оккупировать (захватить) Порт-Артур, сделав его своим опорным пунктом в этом регионе. Китайское правительство предложило России использовать Порт-Артур в качестве операционного пункта Тихоокеанской эскадры. В декабре 1897 года отряд русских кораблей вошел на внешний рейд Порт-Артура и остался там зимовать.

В 1898 году между Россией и Китаем был подписан договор о концессии Порт-Артур, и Россия получила права на аренду Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. Таким образом, в составе России появилась Квантунская область с центром в Порт-Артуре. В 1901 году началось строительство Порт-Артурской крепости. На рейде встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). Главной задачей гарнизона и флота была защита русских владений в Китае от нападения японских войск.

Порт-Артур имел незамерзающую гавань и обладал выгодным географическим положением. Отсюда русский флот мог контролировать значительные участки морского пространства вокруг Манчжурии. Однако условия базирования российского флота на Дальнем Востоке оказались сложными. Россия имела там два военных порта – Владивосток и Порт Порт-Артур-Артур. Расстояние между ними по морю составляло около 1000 морских миль, причем часть этого пути контролировалась японским флотом.

Изначально гавань Порт-Артура была мелководной. Кроме того, выход из порта на внешний рейд осуществлялся через мелководный узкий пролив шириной до 300 м и протяженностью около 900 м, крупные корабли могли проходить его только во время прилива. Еще до появления русских китайцы построили здесь искусственный Восточный бассейн с глубинами до 5 м при самом низком уровне воды. Русские устроили в порту сухой док, восстановили разрушенную верфь, в которой обосновался филиал петербургского Невского завода для сборки и ремонта миноносцев. На территории порта были построены здания Порт-Артур арсенала, портовой и торпедной мастерской, док для миноносцев. Продолжились дноуглубительные работы.



9 февраля 1904 года японский флот внезапно атаковал Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на рейде без боевого охранения. Японские миноносцы повредили три русских корабля и заперли флот до прихода своих главных сил в гавани Порт-Артура. 13 апреля погиб флагманский броненосец “Петропавловск”, а с ним и командующий русским флотом С. О. Макаров. Русская эскадра до 10 августа несколько раз пыталась выйти в море, но все время сталкивалась с японским флотом и возвращалась обратно.


Порт-Артур, вид на Большой рейд

19 августа начался штурм крепости. Потеряв за пять дней 20 тысяч солдат (русская армия – около 6 тысяч Порт-Артур), японцы смогли вклиниться на отдельных участках в линию обороны, не добившись серьезного успеха в целом. 2-й и 3-й штурмы, предпринятые соответственно 19–22 сентября и 3–31 октября, позволили войскам генерала Ноги захватить три русских укрепления. Но и это не дало осаждающим стратегического преимущества. Лишь после 4-го штурма, проведенного 5 декабря, японцы, потеряв 8 тысяч человек, захватили господствовавшую над городом гору Высокую и начали обстрел запертой на рейде эскадры. 15 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко со всем своим штабом.

Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней. В борьбе за город японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей.

И тем не менее, Россия Порт-Артур потерпела в войне с Японией сокрушительное поражение. Заключенный после войны Портсмутский мирный договор аннулировал права России на Порт-Артур и передал их Японии. Кроме того, Россия передала Японии в полное владение южную часть Сахалина с прилегающими островами.

Срок японской аренды Порт-Артура истек в 1923 году, но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию.

В августе 1945 город был захвачен советскими десантниками и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Порт-Артур Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 года безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы.


documentatqleht.html
documentatqllsb.html
documentatqltcj.html
documentatqmamr.html
documentatqmhwz.html
Документ Порт-Артур