Женские образы в романе

Бэла.Уже при первом появлении Бэла притягательна для Печорина не только своей тонкой, одухотворенной красотой черкешенки, но и непохожестью на всех женщин, которых он раньше встречал. Страстно добиваясь Бэлы, Печорин был искренне уверен, что найдет в ней спасение. Между Печориным и Бэлой с первой встречи образуется взаимное притяжение, протянувшееся от одного сердца к другому. Однако уже в описании первой встречи героев чувствуется мотив тревожности, неизбежной обреченности именно потому, что эта встреча была запретной – встреча людей, принадлежавших к разным мирам.

Центральной деталью в портретном описании Бэлы становятся «черные глаза, заглядывающие вам в душу». В Бэле проявляются гордость, свойственная женщинам гор, человеческое достоинство. Любовь Женские образы в романе для Бэлы – единый порыв, в котором она раскрывается вся, до конца, без остатка. Она не сумела бы любить по-другому – расчетливо, равнодушно, осмотрительно. Бэла любит по-настоящему, жертвуя для Печорина всем: семьей, родиной, верой. Эта верность, преданность, сила любви возвышают ее над Печориным. Однако любовь Бэлы, какой бы страстной она ни была, не смогла заполнить жизнь Печорина. Бэла с чувством собственного достоинства выдерживает его охлаждение, не опускаясь до жалоб, мольбы, оставаясь истинной дочерью гор: «Я не раба его. Я княжеская дочь».

В отношении к Бэле обнаруживается противоречивость натуры Печорина: с одной стороны, он готов отдать за Женские образы в романе Бэлу жизнь («Я жизнь за нее отдать готов»), с другой – стремится заполнить свое существование видимостью содержания и смысла. Любовь Бэлы даровала Печорину яркое, но слишком краткое счастье, после краха этой иллюзии Печорин чувствует себя обманутым жизнью. После смерти Бэлы Печорин погружается в бесконечное одиночество, возможность обретения счастья для него оборвалась навсегда.

Ундина. Печорин так и не узнает ее имени – эта обворожительная, похожая на русалку девушка останется для него мифологической Ундиной, которая, словно героиня той песни, которую она поет, порождена свободной стихией моря. «Странное существо», - это ощущение Печорина с неизбежностью приковало его к Ундине. Тайна Тамани – слепой, который оказывается вовсе не слепым, старуха Женские образы в романе, похожая на ведьму, Ундина, с ее коварной улыбкой и магнетическим взглядом, – поманила Печорина иллюзией жизни. Чувство Печорина к Ундине не было любовью – это чувство притяжения к тайне, возможно, опасной, но именно поэтому для героя Лермонтова и притягательной. Мы видим, как Печорин играет с судьбой, искусно создавая себе врагов, выстраивая ситуацию борьбы со смертью. Смерть не пугает Печорина, напротив, эта игра зажигает в его крови огонь борения, противостояния. Однако раскрытие тайны «честных контрабандистов» разрушило ореол поэтичности и таинственности, мир снова поблёк для Печорина. Он вновь почувствовал беспредельность одиночества и скуки, которая гнала его по жизни. Эгоистичное вмешательство Печорина в чужую Женские образы в романе жизнь ради заполнения душевной пустоты вновь разрушает судьбы других людей, оборачиваясь для слепого мальчика и старухи катастрофой.



Княжна Мери.Мери – московская княжна – принадлежит к тому же социальному кругу, что и Печорин, она несет на себе отпечаток той светской жизни, от которой бежал лермонтовский герой, именно поэтому он никогда бы не смог полюбить Мери. Многое в ней обнаруживает эту принадлежность: кокетство, тонкая красота аристократки, романтическое, несколько книжное представление о любви. Мери так и не поняла, насколько «не совпадает» Печорин с этими представлениями, однако в своем чувстве к нему она искренна. Любовь к Печорину, ее страдание в этой любви Женские образы в романе пробуждают в Мери смелость, готовность пренебречь светскими условностями и первой признаться в любви. В ней происходит борьба между чувством и представлениями о нормах поведения дворянской аристократки – и чувство побеждает. Печорин оценил это и склонил голову перед нелюбимой.

Печорин с самого начала играет в любовь, искусно выстраивает интригу, разбивающую сердце Мери, – и все это ради мелких целей, недостойных его ума и масштабности натуры. В своей любви и печали Мери оказывается выше Печорина – и он признает это своеобразное, ему недоступное превосходство любящего человека.

Вера Лиговская. Вера – единственная женщина, глубоко понимавшая Печорина и любившая его таким, каков он есть, вся драма Женские образы в романе в том, что она изначально «была другому отдана». В своем последнем прощальном письме к Печорину Вера пишет: «Я обязана сказать тебе всё, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит», словно вся Вера – это одно целостное сердце, живущее любовью к Печорину, так и не принесшей счастья.

Лермонтовский герой – незаурядный человек, живший в заурядное время, такой, как Печорин, вряд ли смог бы найти своей счастье в «эпоху безвременья».


documentatqcqkn.html
documentatqcxuv.html
documentatqdffd.html
documentatqdmpl.html
documentatqdtzt.html
Документ Женские образы в романе